Моторы с длинной и короткой ногой , зачем и почему.

Друзья ,в этой статье я постараюсь ответить на вопрос для чего и почему выпускают моторы с длинным L (508мм) и коротким S ( 380мм) дейвудом или в обиходе водномоторного сленга «сапогом» , «ногой»

 

История уходит своими корнями в середину прошлого века, в то замечательное время , когда моторная лодка наконец то стала самостоятельным классом судов, а самоотливной рецесс стал обязательной частью кормового устройства маломерного судна.. В те давние времена про самоотливные рецессы никто особо не думал. В моде был обычный обрезной транец. В лучшем случае splashwell. Это типа как на П2М, но без рундуков с боков и без сплошной переборки. Так. Корытечко под струбцинами.

 

Типичная лодка 40-х годов под ПЛМ - метла. Но деревянная или фанерная. Между прочим одним из рекламых слоганов тех времен у фирмы Кикхафер было что-то типа "Наши ПЛМ не занимают места в вашей лодке. Они только двигают её вперед". Дескать как хорошо, когда в корпусе нет моторного отсека. Что было достаточно революционно после 50 лет стационарных двигателей.

 

В начале 50-х с началом массового производства ПЛМ в США народу начало гробиться много больше. Причем в прямой зависимости от мощности моторов.

 

И были приняты достаточно жесткие правила безопасности. Так как это были первые в мире правила безопасности для маломерных судов, то они послужили основой практически для всех ныне существующих правил во многих странах. Наши не исключение. И ГОСТ на мотолодки тоже нашпигован данными оттуда.

 

В частности оттуда идет кочующая из книжки в книжку таблица определения допустимой мощности по отношению L/B. Формула расчета непотопляемости. Грузоподъемность и еще ряд расчетов.
В частности там было сказано, что минимальная высота водонепроницаемого борта моторного судна должна быть 15" И это стало стандартом. S это не Short, это Standard.

 

С появлением моторов 50-60 лошадей стало понятно, что дать задним и утонуть это вполне реальная тема. Так как высокобортные в принципе корпуса имели "слабое место" в виде выреза под мотор. Наиболее простой доработкой существующего корпуса была установка водонепроницаемой переборки в нос от мотора. И выделение таким образом моторного отсека, от которого так стремились уйти в свое время. Вспоминаем Прогресс и МКМ. Эта конструкция продержалась очень долго ввиду ее примитивности и высокой надёжности. Но подобная конструкция на корпусе 6x2 с мотором 75-100 кобыл могла принять в себя столько воды, что мало не покажется.

 

Альтернативно одарённых судоводителей всегда было много. Основные производители моторов тоже отжигали регулярно. В частности Мерк-75 в начале 60-х годов был коротконогой рядной шестёркой, прикинь размер головы, и не имел холостого хода. На заднем зажигание сдвигалось, стартер переполюсовывался и мотор заводился в обратную. А так как там было либо 1 либо 2 карболика, то обороты ХХ были хорошо за 1000.

 

В общем тонуло народу изрядно. И в штатские правила было введено, что двигатели мощностью свыше 50 лошадей в обязательном порядке устанавливаются на суда с высотой борта 20". Насколько я знаю идею задвинула та же самая контора "Кикхафер". Ну тут уж L натурально от Long. Уже в конце 70-х было введен следующий шаг высоты транца для еще более мощных моторов. 25", XL.
А про моторы мощностью до 50 просто сказали - хотите делайте L, хотите нет. Но тем не менее корпуса, скажем, от 40 до 60, делаются с высоким транцем.

 

Да! И еще оттуда-же растут ноги угла транца. Требование на угол 12 градусов корнями уходит в те времена. Так как захлестнуть вертикальный транец на заднем гораздо легче.

 

Идея в общем-то пошла хомячкам на пользу. А тут еще дозрела и вышла наружу идея самоотливных рецессов совмещенных с переборкой и рундуком. Как на П4 или П2М. И большинстве современных лодок.

 

Вот такая забавная история.


Просмотров: 4232