Ремонт стеклопластиковой лодки в «домашних условиях».
Целью очередного тест-драйва (видео), проведенного 2 мая 2014г.
совместно с потенциальным покупателем, было определение возможных
повреждений при выходе моторной лодки «Сибирь-460» со скоростью
приблизительно 20км/час на каменистый берег. В этой статье я
постараюсь поэтапно рассказать и показать, как отремонтировать
повреждения, полученные лодкой во время тест-драйва.
1. Необходимо лодку вытащить из
воды (она простояла у нас в воде со 2 мая по 6 мая) и
произвести визуальный осмотр повреждений. В нашем случае разрушений,
которые влияют на безопасность эксплуатации, нет.
2. Днище лодки. Вид крупным планом.
3.1. Повреждения днища лодки с размерами.
3.2. Повреждения днища лодки с размерами.
Приступаем к ремонту лодки:
1.
Необходимо просушить места повреждений, это можно сделать обычным
феном для сушки волос или вентилятором. Не рекомендуется нагревать
выше 40 °С.
2. Материалы и инструменты которые нам
пригодятся для ремонта лодки.
На фотографии слева направо: скотч малярный, гелькоут, цикля,
нож, напильник, шприц.
3. Лодка простояла в воде после
повреждения четверо суток, на оголенном от гелькоута стеклопластике,
появились загрязнения. Удалять (соскребать) их следует ножом,
циклей, шабером, но ни в коем случае не шкуркой, чтобы не втирать
грязь в стеклопластик.
4. В результате должно получится
так. Взъерошенные волокна стеклопластика и вскрытые поры — это то,
что нам нужно. Соскрести нужно все отслаивающиеся частицы, но без
фанатизма.
5. Перед разведением гелькоута,
продуйте пыль со шпаклюемой поверхности, мочить и обезжиривать
ремонтируемую поверхность НЕЛЬЗЯ.
6.
Гелькоут разводится в следующей пропорции: 50 частей
гелькоута на 1 часть отвердитель. Надо помнить, что гелькоут нужно
разводить малыми пропорциями. Время работы после смешивания
20 минут (при 20°С). Если в процессе работы разведенный
гелькоут начал изменять вязкость, появились сгустки, то такой
гелькоут использовать в работе нельзя. Необходимо разводить новую
порцию.
7. Наносим гелькоут на
поврежденный участок днища.
8. Для того чтобы гелькоут не
стекал и сформировал нужную геометрию ремонтируемого участка,
приклеиваем малярный скотч с одной стороны днища. Применять
упаковочный скотч НЕЛЬЗЯ, т.к. он не стойкий к гелькоуту.
9. Не подгибая свободную сторону
скотча, сформируйте нужную геометрию поверхности. Поверхностное
натяжение не позволит гелькоуту стекать.
10. После всех
вышеизложенных «манипуляций» должно выглядеть так.
11. Примерно через 1-2 часа (время
может меняться в зависимости от температуры и влажности окружающей
среды), когда гелькоут перейдет из фазы гелеобразования (состояние
плавленого сыра) в фазу набора твердости (чуть-чуть жестче сыра
твердых сортов), необходимо удалить скотч.
12. Излишки необходимо срезать
острым ножом (именно срезать, а не сфуговать) формируя грубый
контур.
13. Далее начинается самое важное
(не «проморгать» момент начала механической обработки). Фаза
«твердый сыр» будет переходить в фазу «почти затвердел» и в этот
момент необходимо придать точный контур обрабатываемого
участка.Использование шкурки на этом этапе категорически ЗАПРЕЩЕНО.
Вышкуривая нужную геометрию, вы будете непроизвольно шкурить и
истончать гелькоут рядом с ремонтируемым участком. Если напильником
водить по плоскости лодки , то он будет снимать свежие бугорки
гелькоута, не повреждая поверхность лодки.
14. Вот что получилось у нас после
обработки поверхности напильником.
На верхнем фото обрабатываемая поверхность с одной
стороны, на нижнем фото поверхность, на которую приклеивали
скотч.
15. Ножом соскребаем липкость
гелькоута в ямках, повторяем пункты 7,8 и 9, скотч приклеиваем на
другую сторону.
16. Выглядит это
примерно так.
17. Выполнить пункт № 11.
18. Если после
выполнения вышеперечисленных пунктов у вас не достигнут желаемый
результат (ровная поверхность без вмятин), то сделайте еще одно
шпаклевание, если достигнут, то следуйте инструкции далее.
19. Выполнив пункты № 12,13 вы уже
имеете представление как ведет себя гелькоут при обработке его
напильником. Единственная рекомендация на этапе формирования кромки
с другой стороны — выдержать гелькоут не 1-2 часа, а 2-3 часа до
начала обработки, чтобы гелькоут стал тверже, это конечно приведет к
большей трудоемкости, но результат будет лучше.
20. Вид восстановленного
днища.
21. Другой ракурс.
22. Окончательная обработка
выполняется шкуркой №600 с водой.
23. Получили такой
результат.
Так как это подводная часть лодки, то дальнейшая работа по полировке
(для меня) не имеет смысла.
Время затраченное на ремонт с пункта № 3 по № 16, заняло 3 часа
(вечер), с № 17 по №22 два часа (с утра).
Удачи Вам на водных просторах!
Статья размещена на сайте http://ard-kompozit.ru/
От себя добавим, что в полевых условиях достаточно меть с собой маленькую баночку полеэфирной шпаклевки для автобамперов со стеклотканью и балончик краски в цвет корпуса. Технология чуть проще, малярный скоч не нужен. Обработку необходимо вести наждачкой средней зернистости. Качество ремонта отличное, время не более 2-х часов.